Луна

Прогулки по Луне: кратеры Теофил, Кирилл и Катарина

 

Инструмент: бинокль Nordway 20×50.

Дата и время наблюдения: 16.08.2014; 00:10 — 01:00.

Место наблюдения: Санкт-Петербург.

В статье о Туманности Андромеды я упоминал, что в тот же день глазел на Луну и различил кратеры Теофил, Кирилл и Катарина. Так как рассказ о них выходил за рамки статьи, то я и не стал распространяться. Но сегодня решил восполнить этот пробел, поэтому не удивляйтесь тому факту, что в строке «дата и время наблюдения» указано 16 августа.

Кратеры Теофил, Кирилл и Катарина

Немного воспоминаний.

Я начал проводить свои первые наблюдения ночного неба еще в восьмом классе, когда смастерил 30-кратную подзорную трубу из бабушкиных очков и короткофокусной линзы, извлеченной из старого диапроектора. Именно тогда я разглядел на Луне кое-какой рельеф, несмотря на то, что качество изображения было далеко не на высоте.

В январе 2009 года я приобрел себе ужасный телескопSturman F70076. Тем не менее, во времена самодельной подзорной трубы даже о таком инструменте я мог только мечтать. Он показал мне кольца Сатурна, желтый диск Юпитера (без деталей) и его спутники. А что касается Луны, то даже отец, скептически относившийся к моему увлечению астрономией, посмотрев на нее в окуляр, воскликнул: «Теперь-то я понял, почему тебе это нравится!»

Естественно, к концу лета того же года я прикупил уже более серьезный инструмент, хотя и тоже начального уровня — Celestron PowerSeeker 80 EQ. Тогда я стал наблюдать уже более регулярно и методично, пробовал делать фотографии, и именно тогда обратил внимание на кратеры Теофил, Кирилл и Катарина.

Телескопы Sturman F70076 и Celestron PowerSeeker 80 EQ

Телескопы Sturman F70076 (справа) и Celestron PowerSeeker 80 EQ (слева)

 

Когда наблюдать?

Наилучшие условия видимости этой группы кратеров наступают тогда, когда они находятся вблизи терминатора — границы между светом и тенью.

В принципе, данное утверждение справедливо для любого объекта на поверхности Луны. Те люди, которые не в теме, считают, что наблюдать нашу спутницу лучше всего в полнолуние. На самом же деле мы видим лунный рельеф наиболее хорошо тогда, когда он отбрасывает длинные тени. За примерами того, почему так происходит, далеко ходить не нужно. Посмотрите на фото ниже. Видели бы вы меня, если бы Солнце светило не по диагонали, а сверху?

Тень

Наиболее длинные тени объекты отбрасывают вечером, когда Солнце находится низко над горизонтом и ночь готовится вступить в свои владения. На Луне такое положение вещей наблюдается как раз неподалеку от линии терминатора.

В полнолуние же вся лунная поверхность кажется огромным ярким белым блином. Таким ярким, что даже ослепляет. Ситуацию можно спасти, если использовать специальные светофильтры, но это уже совсем другая история…

Где наблюдать?

Кратеры Теофил, Кирилл и Катарина раскинулись на западном побережье уже знакомого нам Моря Нектара. Они словно огибают его.

Кратеры Теофил, Кирилл и Катарина

Коротко о главном.

Севернее всех расположен Теофил, имеющий диаметр 99 км. Он наиболее молод, и своим валом перекрывает вал кратера Кирилл (D=85 км). Гора в центре Теофила имеет несколько вершин. Поговаривают, что любители астрономии могут проверять по ней качество оптики и погодные условия: если горка не разрешается на несколько, лучше отложить наблюдения на потом. Хотя какого любителя астрономии это остановит…

Кирилл соединен узкой горловиной с кратером Катарина, имеющим овальную форму и диаметр 102 км. В этом районе сохранилось множество признаков давних извержений. На вале Катарины заметны кратеры поменьше, а на дне, если посмотреть в крупный телескоп, можно обнаружить 14 полузатопленных кратеров разного возраста.

Южнее Катарины тянется Алтай — самая древняя на Луне горная цепь.


И напоследок…

Не успел я возрадоваться приобретению штатива и адаптера, как сломал второй девайс. Отломался винт, вкручивающийся в резьбу бинокля. А произошло это потому, что полностью он не закручивался (приходилось использовать прокладку), и я решил поправить дело плоскогубцами.

Теперь надеюсь на то, что в «Максидоме» удастся купить винт подходящих диаметра и длины, вкручивать его отверткой и не тратить 550 рублей на новый адаптер.

Вот и все. Ваши вопросы и пожелания приветствую в комментариях под статьей.

Чистого неба!

Оставьте комментарий